Новости
Крупнейшие ИТ-компании делают ставку на продукты под общим названием Big Data и обещают новомодному сегменту завоевание всего рынка.
В мире набирает обороты новый сегмент ИТ-рынка, получивший название Big Data или «Большие данные». Речь идет о программно-аппаратных решениях, с помощью которых можно извлекать и быстро анализировать большие массивы разноплановых данных.
В компании SAP (один из лидеров рынка) приводят такой пример: «Pirelli устанавливает в шины датчики, измеряющие давление, вибрационные нагрузки и т.д. Анализ Big Data в режиме реального времени позволяет рекомендовать водителю , когда следует ремонтировать или менять шины.»
Особенность Big Data в том, что сведения извлекаются и анализируются очень быстро. Это как магнит, который разом достает из стога сена все металлические предметы и соединяет их в единое целое.
Тройка мировых лидеров в области Big Data получает от продажи этих продуктов всего 1% от выручки. Однако эти и другие компании из первой десятки продвигают «большие данные» с невиданным напором, обещая, что за ними будущее. В ближайшие годы, по прогнозам IDC, выручка BigData будет расти в 6-7 раз быстрее, чем ИТ-рынок в целом. Россия пока сильно отстает, но за последний год здесь было реализовано несколько крупных проектов. Тема «больших данных» стала одной из самых обсуждаемых в области ИТ на последнем Петербургском экономическом форуме.
В России этот рынок еще настолько незрелый, что не выпущено ни одного аналитического исследования по большим данным и даже крупнейшие игроки рынка не берутся дать оценку.
Что кроется за маркетингом
Термин Big Data появился в конце 2000-х годов. Конечно, крупные компании оперируют огромными массивами данных давно. Другое дело, что объем информации растет с устрашающей скоростью. Для быстрой обработки нужны мощные сети, передовое оборудование – все это постепенно становится доступным.
Сам продукт не так уж дешев. По данным IDG Enterprise, средняя стоимость решения Big Data на рынке — $8 млн. В России использование Big Data пока ограничивается крупными компаниями и госструктурами.
Классический пример Big Data — сервис «Яндекс.Карты». Информация, поступающая в реальном времени с сотен тысяч автомобилей, преобразуется в советы: какой маршрут лучше выбрать для комфортной езды.
Правительство Москвы также собирается использовать Big Data для облегчения транспортной ситуации, а потом распространить сферу применения на другие области городского хозяйства.
Петербургский ретейлер «Юлмарт» с помощью анализа Big Data осуществляет интеллектуальный поиск товаров для клиентов. «Человек может обратиться через наш сайт с запросом: «Хочу удобный ноутбук для поездок» — и выйти на нужный ответ»,— рассказывает гендиректор «Юлмарта» Сергей Федоринов.
Ухабистый путь
Спрос на Big Data в России все еще низкий. Среди российских потребителей — только громкие имена. Называют «Северсталь», «Сургутнефтегаз» и, конечно, финансистов — Sberbank CIB, «Тинькофф Кредитные Системы». Последние сообщают, что ускорили решение аналитических задач в сотни раз.
«Пока все только говорят о Big Data, но мало кто вкладывается», — говорит гендиректор петербургского ЗАО «ПЕТЕР- СЕРВИС» Игорь Горьков. Но он верит в то, что этот бизнес покажет взрывной рост. Компания активно занимается разработкой продуктов в области Big Data.
В «Яндексе» полагают, что одно из препятствий для распространения нового подхода как в России, так и за рубежом — нехватка специалистов. Там надеются улучшить ситуацию за счет своей образовательной программы.
По материалам журнала dp.ru